Тавровская верфь

Snow-rig.jpg

Ф.М. Апраксин

Ф.М. Апраксин

Тавровская верфь — корабельная верфь XVIII века, располагавшаяся на реке Воронеж, созданная по указу Петра I для строительства кораблей Азовского флота. Кораблестроительные работы в Таврове велись в 1705—1712, 1723—1724, 1733—1740, 1768—1769 годах.В апреле 1705 года Пётр I распорядился об устройстве новой корабельной верфи и крепости в селе Таврово, которое располагалось в 7 вёрстах южнее города Воронежа в месте, где впадала речка Тавровка в реку Воронеж. Необходимость создания новой верфи была обусловлена тем, что обмелевшее русло реки Воронеж стало малопригодным для спуска построенных на Воронежской верфи кораблей.

1 июня 1705 года начальник Воронежского адмиралтейства адмиралтеец Ф. М. Апраксин заложил налевом берегу реки Воронеж Тавровскую крепость и корабельную верфь при ней. Летом и осенью жители Воронежа и окрестных городов работали в Таврове, возводя бастионы земляной крепости, каменные и деревянные строения Тавровской верфи. Проектировал размещение и устройство верфи уполномоченный Петром I корабельный мастер Ф. Скляев , руководил строительством 11 параллельных доков «багорного и шурупного дела» мастер Анисим Моляров.

В Таврово из Воронежа были переведены корабельные мастерские и Воронежская адмиралтейская русская школа, основанная в 1703 году для подготовки флотских офицеров. Был перевезён из Воронежа разобранный по брёвнам деревянный дом Петра I. В 1705—1711 годах в Таврово были построены адмиралтейский двор-крепость с девятью параллельными доками, мастерскими, складами, погребами, а также примыкавший к крепости с запада галерный двор для размещения судов.

С 1706 года из Воронежской верфи в Таврово стали переводить суда на достройку. В 1707 году на верфи корабельные мастера Р. Козенц и О. Hай заложили четыре 80-пушечных корабля. В апреле 1709 года Пётр, прибывший в Таврово, распорядился заложить три 48-пушечных линейных корабля, а в октябре 1710 года ещё четыре подобных им корабля и один 24-пушечный. В 1709 году на Тавровской верфи было построено 17 скампавей, а также две военные яхты: яхта «Маленькая» и вторая 16-пушечная без названия, которую строил Пётр Михайлов.

В 1709-1712 годах в Таврове были также построены три галеры.В 1710 году на Тавровской верфи корабельный мастер И. Немцов спустил на воду и вооружил две 14-пушечные шнявы «Дегас» и «Фалк», которые сразу же включили в состав Азовской флотилии. В мае 1711 года на верфи были заложены пять 16-пушечных шняв, три из которых строил корабельный мастер Иван Немцов и две Самуил Робертсон. В том же году были заложены три 8-пушечные малые шнявы, которые строили также Немцов и Робертсон. Все шнявы были спущены на воду в 1712 году. В 1711 году на верфи был построен 24-пушечный фрегат, в 1712 году еще два 36-пушечных фрегата (все без названия).

В 1711 году на верфи были построено три шмаки и шесть бригантин, а в 1712 году мастер Василий Шипилов спустил на воду еще пять бригантин.В 1712 году на верфи были построены малые суда: пять бомбардирских малых шлюпок и несколько казацких малых лодок, которые строили Василий Шипилов и Юрий Русинов, 12 палубных корабельных бота (строитель В. Геренс), один пакетбот (строитель капитан Роберт), две брандспреу (строитель Фёдор Екаленков).Строительство 80— и 48-пушечных кораблей, которые вели с 1707 года Р. Козенц и О. Hай, осталось незавершённым в связи с подписанием Прутского мирного договора в июле 1711 года, по которому Россия обязывалась ликвидировать Азовский военный флот. Недостроенные корабли были разобраны в 1727 году.

1723—1724 годы

В 1722 году, после победы в Северной войне, Петр I вновь поставил задачу выхода к Чёрному морю и создания для этого Донской флотилии. На Тавровской верфи было приказано построить: 9 больших и 6 малых прамов, 15 малых галер и 30 малых судов. В Таврово из Санкт-Петербурга были посланы вице-адмирал М. Х. Змаевичу и корабельный мастер Ф. М. Скляев.

В 1723 году в Тавров прибыло около 14 тысяч мастеровых из Санкт-Петербурга и «работных людей» из Воронежа и других городов края. К весне 1724 было построено 30 прамов и галер, около 60 малых судов (ботов, шлюпов и др.).В 1723—1724 годах под руководством вице-адмирала М. Х. Змаевича и корабельного мастера Ф. М. Скляева, в Таврове было построено 89 судов различных типов, а всего с 1707 по 1725 годы со стапелей верфи было спущено на воду 17 линейных кораблей и 89 прочих, а всего 101 судно.

В апреле 1723 года на верфи были заложены восемь 18-баночных галер типа «Добрая», но 1 ноября 1724 года последовал указ Петра о прекращении всех строительных работ на верфи. Корабли остались стоять на верфи, где для них были сооружены специальные укрытия. Начальник Тавровского адмиралтейства вице-адмирал Матвей Змаевич доносил летом 1731 года в Петербург: «В 50 лет оным построенным военным судам, как прамам, так и галерам, никакого повреждения быть не может». Тавровским кораблям, однако, не пришлось в течение 50 лет ожидать боевого приказа.

1733—1740 годы

 

В 1733 году правительство императрицы Анны Ивановны, готовясь к войне с Турцией, распорядилось о восстановлении строительства кораблей в Таврове.Осенью 1733 года были расконсервированы ранее недостроенные суда, в том числе прамы и восемь 18-баночных галер типа «Добрая», строительство которых началось ещё в 1723 году.
В мае 1734 года галеры «Добрая», «Забавная», «Зазорная», «Ласковая», «Приятельная», «Терпеливая», «Учтивая», «Честная» были достроены и спущены на воду. Вице-адмирал Змаевич получил приказ строить ещё несколько новых малых судов — прамов, галер, ботов и шлюпок. Из Воронежа на строительство судов были направлены «мастеровые люди», руководил постройкой галерный мастер А. И. Алатчанинов.
Начиная с 1733 года в Таврове для Донской флотилии было построено 15 прамов, 35 галер, 59 ботов и шлюпок. Осенью 1734 года Змаевич получил приказ из Петербурга: готовить корабли к боевым действиям. Весной 1735 года, с началом русско-турецкой войны, все тавровские корабли были спущены на воду. На бортах больших 44-пушечных прамов, специально предназначенных для артиллерийских обстрелов и штурма Азова, свежей краской были выведены названия «Дикий Бык», «Спесивый Лев», «Северный Медведь», «Близко не подходи!».
Две тысячи русских военных моряков — офицеров и матросов — прибыли из Петербурга и Кронштадта в Воронеж. Ими были укомплектованы экипажи тавровских кораблей.
В Таврове летом 1736 года продолжалось строительство небольших морских судов: галер, ботов, шлюпок, казачьих лодок. За год корабельные мастера и работные люди построили 118 малых судов, которые были отправлены в Азов. Мастер А. И. Алатчанинов в Таврове сконструировал морской казачий чёлн, по проекту которого было построено несколько сот казачьих чаек. Чайка Алатчанинова сохраняла пропорции запорожских чаек XVI—XVII веков и отличалась от них лишь тем, что строилась на килевой основе, а не на долбленом основании.
В 1739 году закончилась русско-турецкая война. Россия прочно закрепилась на берегах Азовского моря, вследствие этого необходимость в строительстве морских судов на верфях Воронежского края отпала.15 января 1740 года из Петербурга было послано распоряжение воронежскому губернатору о прекращении кораблестроительных работ в Таврове.
Все морские офицеры и матросы, находившиеся в Воронеже и Таврове, отзывались в Петербург. Тавровское адмиралтейство некоторое время еще продолжало существовать, оно было официально упразднено осенью 1741 года.В 1744 году страшный пожар, пришедший из степи, фактически уничтожил верфи и город Тавров. После пожара город уже не смог возродиться. Многие его жители переселились в Воронеж и в другие места.

1768—1769 годы

В ноябре 1768 года, после начала русско-турецкой войны, было решено построить на старых верфях на Дону и его притоках флотилию. Контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин приступил к восстановлению верфей в Таврове, Павловске, на Икорце и на Хопре и портов в Азове и Таганроге.

Адмиралтейств-коллегия решила строить парусно-гребные суда нового типа, получившие название «новоизобретенных кораблей», которые должны были иметь от 12 до 16 пушек 12-фунтового калибра, а также две пудовые гаубицы. В числе этих судов были и бомбардирские, вооруженные гаубицами и мортирами. Новоизобретенные корабли были почти плоскодонные и имели осадку не более 2,7 м. Кроме того, для Донской флотилии строились 32-пушечные фрегаты и казачьи лодки.В 1769 году кораблестроительные работы в Таврове были прекращены. Тавров потерял статус города и в 1779 году стал селом Таврово.

В 1969 году Таврово включено в состав городской территории (левобережный административный район) Воронежа.